Военные расходы СССР в межвоенный период

Жарков В.В

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

В середине 20-х гг. XX века перед военно-политическим руководством страны встал ряд важнейших задач в области военного строительства. Были предприняты шаги, связанные с реформированием военной организации. Основными направлениями в данном процессе являлись, приведение численности, структуры, аппарата управления, технического оснащения, боевой подготовки Красной Армии в соответствие с реалиями времени.

Но ограниченные финансово-экономические возможности СССР не позволили решить все проблемы армии в полном объеме.

Видный военачальник и ученый Б.М. Шапошников в книге «Мозг армии» по этому поводу писал: «…в современных вооруженных силах каждый человек должен быть взвешен с точки зрения его необходимости для армии и в мирное, и в военное время. Не следует допускать лишних ртов ни в военное, ни тем более в мирное время… Современная организация армии должна быть очень и очень хорошо продумана, подсчитана, ибо она «стоит» чертовски много денег».

Средства выделяемые на армию были минимальны и соответственно несоизмеримы с затратами на вооруженные силы других государств. Так, например в 1926 г. военный бюджет в Польше составлял – 39% от суммы всего бюджета; в Латвии – 29%; в Эстонии – 25%; а в СССР всего 15%. Так, военные расходы на душу населения (в рублях) составляли: в СССР – 4,3; Финляндии – 8,0; Эстонии – 8,6; США – 9,1; Латвии – 9,5; Польше – 11,1; Франции – 17,2 и Англии – 22,3.

Каждую статью расходов военного бюджета, и вообще финансовые средства для Красной Армии сотрудникам народного комиссариата по военным и морским делам приходилось отстаивать в горячих спорах с бюрократией наркомфина. Тем более, когда денежное содержание со всеми выплатами, надбавками и льготами не достигало прожиточного минимума и, соответственно, было недостаточным для удовлетворения насущных потребностей военнослужащих и членов их семей, официальные лица военного ведомства находили предложения наркомфина по сокращению численности РККА до 450 тыс. человек абсолютно неприемлемыми и вредными «с политической стороны».

Эту точку зрения поддержал Реввоенсовет СССР. Так, заместитель председателя Реввоенсовета (РВС) Э.М. Склянский 20 января 1924 г. направил в Совет Труда и Обороны подробное представление, в котором с исчерпывающей полнотой изложил причины, по которым предложение наркомфина о сокращении военного бюджета являлось неприемлемым. Он заявлял, что финансовое ведомство пытается залатать дыры в финансовом бюджете за счет снижения зарплаты, а следовательно, и реального жизненного уровня военнослужащих и их семей, который и без того является низким.

В острой борьбе с народным комиссариатом финансов Реввоенсовету удалось отстоять интересы военнослужащих. Руководство страны осознало, что безопасность СССР в той исторической обстановке может быть обеспечена только сильными, боеспособными Вооруженными Силами. Вот почему, несмотря на серьезные экономические трудности, государство стремилось, сокращая Красную Армию сохранять лучшие военные кадры, повышать общественный статус военнослужащих и престиж воинской службы путем всемерного улучшения материального положения армии, установления твердых социальных гарантий и максимально возможных льгот для тех, кто посвятил свою жизнь защите Родины.

В течение 1924 г. дважды увеличивались тарифные ставки должностных окладов командного состава, а также некоторых категорий рабочих и служащих воинских частей. Всего же денежное содержание начальствующего состава Красной Армии увеличилось к 1926 г. по сравнению с 1923 г. у командиров взводов в 3,2 раза, командиров рот – в 2.7 раза, командиров полков – более, чем в 2,8 раза.

Но несмотря на это, материальное положение начальствующего состава РККА оставалось в ту пору весьма тяжелым. В сводке Политического управления от 15 ноября 1926 г. отмечалось: «Материальное положение начсостава, особенно семейного, остается неудовлетворительным. Получаемый оклад содержания едва покрывает расходы на питание, оплату квартиры и покупку дров.

Наиболее больным местом в быту начсостава являлся квартирный вопрос. Большинство начсостава живет на частных квартирах и платит 10 – 20 руб. в месяц за комнату 8 – 10 кв. метров. Такая дороговизна вынуждает семейный начсостав нередко с семьей из 5 – 6 чел. ютиться в одной комнате. Коммунально-бытовых денег часто нехватает на оплату квартиры. Много квартир не пригодны для жилья...».

Так, например, военнослужащие польской армии получали в 1926 г. в 2 раза больше, чем командиры Красной Армии (жалование командира роты Красной Армии – 78 руб., а при переводе на рубли польский командир роты получал – 116 руб.; жалование командира полка Красной Армии составляло 120 руб., а польской армии – 294 руб.; жалование командира дивизии – 155 и 323 руб. соответственно.

Дальнейшее реформирование армии проводилось при непрерывном росте расходов на армию. В 1928 г., к концу периода реформирования, на армию той же численности тратилось в два раза больше денежных средств.

Для создания армии отвечающей современным условиям в 1932 г. пришлось снова увеличивать военный бюджет. По сравнению с 1924 г. военный бюджет увеличился в 12,8 раз. Даже если учесть инфляцию и рост численности Красной Армии на 14 процентов, то и в этом случае надо признать улучшение финансирования. Все это было возможно только из-за роста экономического потенциала страны.

Анализ военных расходов указывает на смену приоритетов в финансировании армии. В 30-е годы были пересмотрены доли основных статей, что позволило перейти к созданию новой армии. В результате проведенной работы удалось поддерживать боеготовность Красной Армии и обеспечить дальнейшее техническое перевооружение.

 

Хостинг от uCoz