АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 малого и среднего бизнеса в России

 

Алексеева Н.А.

Фонд поддержки малого предпринимательства «Кредит-Гарант»

 

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остается нерешенной на протяжении длительного периода времени. Главной из препон на пути кредитования до сих пор остается то, что российский малый бизнес и банки пока с трудом находят общий язык. Несмотря на то, что едва ли не все они рекламируют головокружительные возможности кредитования предпринимателей, на деле выясняется, что бизнесменов, соответствующих требованиям, - раз-два и обчелся.

Банкиры на вопрос о возникновении такой ситуации дают в основном два ответа. Прежде всего, для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее “прозрачной”. В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Зачастую “выход из тени” грозит потерей конкурентных преимуществ, по причине того, что конкуренты обеспечат себе более стабильное финансовое положение, продолжая работать по “серым” схемам. Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. Получается замкнутый круг.

По мнению банкиров, вторым фактором, который не позволяет бизнесменам в полной мере воспользоваться кредитом, это их низкая финансовая грамотность. То есть далеко не все предприниматели имеют представление о том, как именно использовать полученные денежные средства.

Одно из самых важных условий для любого банка, без соблюдения которого вероятность получения кредита практически равна нулю, это регистрация предприятия и ведение бизнеса в регионе присутствия банка не менее шести месяцев. Второе условие – это отсутствие просроченной задолженности по кредитам, взятым ранее. Следующее условие это показатель успешной деятельности предприятия – наличие постоянного дохода. Необходимо отметить, что последний критерий для большинства банков имеет определяющее значение: ведь гарантом возврата кредита является в первую очередь стабильный и приносящий доходы бизнес. Однако низкая легитимность бизнеса также не может служить основанием для “пожизненного” отказа в кредитовании.

Другим обстоятельством, которое может послужить причиной для отказа от кредитования может служить плохая кредитная история. По словам самих банкиров, в последние годы предприятия с плохой историей встречаются всё реже: бизнесмены понимают, что соблюдение платёжной дисциплины – залог того, что он сможет получить кредит в будущем.

Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Согласно статистике, порядка 15 процентов представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 27 процентов годовых.

Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тыс. рублей. Это мало даже для “малого” предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.

          Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере – это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить, в общем, о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то, несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет. 

Сегодня еще более непростые условия: банки официально сократили объемы кредитования, что окончательно поставило крест на возможностях развития малого и среднего бизнеса. И поскольку последующее снижение рентабельности в связи с падением платежеспособного спроса – делает почти нереальным кредитование на приемлемых условиях, необходимо срочно искать альтернативные и реальные источники финансирования бизнеса.

Субъекты малого и среднего бизнеса очень чутко реагируют на негативные изменения в динамике совокупного спроса, особенно наложенные на сокращение финансирования. В таких условиях, традиционная роль государства должна быть дополнена оперативными и комплексными мерами. В развитых странах на поддержку бизнеса направляется 50 процентов всех средств, выделяемых в рамках госпрограмм. Помощь этому сектору обоснована его важной ролью в экономике: в отдельных странах вклад достигает 60 процентов.

Однако, совсем недавно начатые реализовываться в отдельных регионах нашей страны программы финансирования, а также софинансирования совместно с фондом развития предпринимательства и банковскими структурами, на практике показали свое однозначное несовершенство. Главным недостатком таких новшеств стал низкий процент освоения госсредств. Многие банки ухитрились не использовать на целевое кредитование ни копейки из выделенных по той или иной программе денег, умело, пользуясь при этом взятой ликвидностью.

Фондовый рынок как альтернатива банкам пока не оценен нашими предпринимателями. Несмотря на то, что во всем мире привлечения под облигации и акции – наиболее приемлемые с точки зрения объемов, сроков и стоимости, в нашей стране доля реально действующих компаний малого и среднего бизнеса на фондовой бирже слишком мала. И объясняется это в первую очередь тем, что для подобных торгов деятельность российского бизнеса пусть и динамична, но часто не структурирована, ориентируется на краткосрочную конъектуру, непрозрачна, плохо регулируется и более рискованна. Есть множество причин, по которым предприниматели не хотят выходить на фондовый рынок: недостаток образования, финансовых и юридических знаний, нежелание нести затраты, связанные с прохождением процедуры листинга. Но все же главным препятствием является непрозрачность бизнеса. Поэтому перспективным считать рынок ценных бумаг для решения проблемы финансирования малого и среднего бизнеса является ошибочным, здесь нужен особенный подход.

Независимо от того, будут ли все-таки предприятия выходить на фондовый рынок или нет, им придется все же становиться более открытыми для того, чтобы получить банковские кредиты. Даже в нынешних условиях дефицита ликвидности и снижения кредитования многие банки продолжают специальные программы для малого и среднего бизнеса, но в ответ требуют прозрачности и открытости, чтобы можно было оценить все риски.

Кроме уже известных источников финансирования бизнеса, таких как венчурные фонды и лизинговые организации, предприятия могут получить деньги от фондов прямых инвестиций (ФПИ). Главная цель ФПИ – развить компанию, увеличить ее рыночную стоимость и затем выгодно продать стратегическому инвестору. Фонд заходит в капитал частной непубличной компании путем покупки существующих или дополнительных акций и участвует в компании не менее трех-четырех лет. За это время он способствует развитию предприятия, во-первых, деньгами, что снижает его зависимость от банковского кредитования или поиска других источников финансирования, во-вторых, помогает выработать стратегию развития и управления, способствует прозрачности компании. Цели ФПИ в период его участия в капитале компании полностью совпадают с целями других акционеров. Однако такое финансирование применительно лишь к относительно крупному бизнесу, где материальная заинтересованность обеих сторон будет удовлетворена полностью. Таким образом, итоги сегодняшней ситуации по анализируемому сегменту весьма двойственны. С одной стороны, малый и средний бизнес действительно нуждается в альтернативных источниках финансирования. С другой – многие предприниматели еще не готовы воспринимать новое и, по большому счету, не верят в него. Для них существует единственная альтернатива банковским кредитам – государственная поддержка, осуществляемая, к примеру, путем исключения множества посредников между предпринимателями и госсредствами, и создавая специальный банк, обслуживающий исключительно эту группу клиентов, а также изменением налоговой политики. Наиболее реалистичным сегодня, на мой взгляд, является такой механизм грантовой поддержки начинающих и действующих предпринимателей, как микрофинансирование. Так называемые фонды микрофинансирования, фонды поддержки малого бизнеса действуют в настоящее время в 25 регионах и выделяют микрозаймы предпринимателям. Сейчас идет активная разработка принципиально новой организации – Фонда фондов, которая будет выдавать относительно дешевые кредитные ресурсы микрофинансовым организациям любой формы собственности, у которых не менее ста клиентов. Такие фонды есть в большинстве стран мира, где успешно развивается малый бизнес. А поскольку Фонд фондов будет являться не банковским учреждением, правила и требования здесь будут более мягкими. Планируется, что в Фонд будут обращаться и кредитные кооперативы, и сельскохозяйственные, и микрофинансовые организации и Фонды поддержи малого бизнеса, которые уже кредитуются. Все они будут оставлять в залог портфель кредитов, соответствующий всем стандартам Фонда фондов, и получают необходимую сумму, которую раздадут коммерческим заемщикам. Таким образом, новый фонд напрямую не будет работать с конечным заемщиком. Он получит деньги из бюджета, а затем доведет дешевый ресурс до микрофинансовых организаций, которые через них перетекут уже к конкретным получателям. В настоящее время в фонд планируется поместить не меньше 150-300 млн. рублей, из которых 70 млн. – средства региона, в котором организуется фонд. Это в свою очередь должно подтолкнуть государство на создание и межрегиональных фондов, что явно облегчит нагрузку регионального бюджета. В перспективе планируется, что финансирование будет осуществляться именно через эти структуры, которых порядка 15-20 по стране вполне хватит. Подобный Федеральный фонд поддержки предпринимательства в нашей стране уже существовал до 2006 года. Критическая ситуация нынешнего времени диктует острую необходимость возрождения подобного механизма, но уже более совершенного и отточенного, тем более что предшествующий опыт позволяет вывести планируемый Фонд на такой уровень, а значит и каким бы то ни было образом облегчить существование бизнеса.

Хостинг от uCoz