Роль   европейских инвестиций в

социально-экономическом развитии

ярославской губернии в конце  XIX – начале XX веков.

 

Кищенков М. С.

Ярославский государственный педагогический университет

имени  К. Д. Ушинского.  

 

     Период с 80-ых годов XIX века  до  1914 года был временем бурного роста российской экономики   и активного развития  промышленности.  Россия из отсталой аграрной  постепенно превращалась в аграрно-индустриальную страну.  Не обошел этот процесс и российские регионы, в частности ярославский край.  Быстрыми темпами  развивалось  машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, текстильное производство, пищевая промышленность, транспортная система.  Поднялось значение губернии как крупного торгового пункта, центра внутренней и внешней торговли.  

      Итогом стало  то, что ярославский край к началу XX века прочно занял 13 место по валовой продукции среди других губерний европейской России. Это отразилось и на структуре занятий населения края: по данным переписи 1897 года торгово-промышленное население губернии насчитывало 18,3 %, а в среднем по стране оно насчитывало 17,3%.

     Важной особенностью развития  как общероссийской, так и ярославской региональной экономики  можно считать постоянное в ней присутствие иностранных, в первую очередь европейских,  инвестиций.  Этот процесс был характерен не только для России, но и для всех стран,  отстававших в своем социально-экономическом развитии от  передовых государств (Англии, США, Франции) и составивших  так называемый «второй эшелон развития капитализма».  Для экономик этих стран  иностранные инвестиции  были необходимы, так без  передового опыта и  денежных вливаний  невозможно было  ускорить темпы социально-экономического развития.

    В России   процесс участия иностранных инвесторов в экономическом развитии неуклонно рос на протяжении конца  XIX –начала XX веков.  Наиболее активно действовали бельгийский, английский, немецкий и французский капиталы.

    В ярославской губернии можно выделить следующие  отрасли, оказавшиеся  в зоне интереса европейского капитала: нефтехимическая промышленность, городские коммуникации и транспорт, деревообрабатывающая промышленность,  машиностроение,  банковское дело.

   Именно они в силу ряда причин оказались наиболее привлекательными для инвестирования из-за рубежа.   В 1895 году городская управа вышла на связь с «генеральным обществом трамваев и применения электричества», руководителями которого были видные финансисты Ж. Шодуар и Ж. Нагельмаккерс.  Они поддержали идею ярославского трамвая, так как это расширяло сферу деятельности их компании. Согласование всех деталей заняло около 2 лет. Кроме создания трамвайных путей необходимо было построить электростанцию для снабжения трамваев электричеством, а также для освещения города. В итоге бельгийцам предоставили право на устройство и эксплуатацию сети дорог для перевозки пассажиров и грузов по улицам и проездам города Ярославля.

   Со стороны  бельгийской компании за работами  наблюдали Э. Дени и Я. Хессин.  Несмотря  на имевшиеся разногласия с местными властями,  к 1900 году работы были завершены.  17 декабря 1900 года состоялось торжественное открытие  городской трамвайной дороги. Управляющим трамваем стал бельгиец Л. Дельтанр. Создание городского трамвая  и для бельгийской  компании, и для  городского правления было выгодным:  первая сторона  получала прибыль  в размере 18% в год, вторая – прогрессивный вид транспорта. 

   Рубеж веков стал временем бурного развития  нефтехимической промышленности.  Крупнейшими  предпринимателями в этой сфере стало семейство  братьев Нобелей, выходцев из Швеции, создавших в России «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Одним из центров их империи стал район вокруг Рыбинска. Именно в ярославской губернии,  имевшей хорошую транспортную систему,  в 1893 году  были созданы нефтяные склады около Рыбинска, в деревне Копаево.  Позднее была создана пристань для перевозки  грузов  и  железнодорожная ветка.  Компания заняла доминирующее место в обеспечении нефтепродуктами предприятий ярославской губернии.

     Кроме  непосредственно торговли и производства  товарищество братьев Нобелей  занялось  смежными отраслями. Так, в   Рыбинске  было создано  судостроительное  предприятие «Слип», с 1911 года преступившие к производству  следующих типов судов:  самоходных барж, пароходов, катеров.

     К 1917 году  компания Нобелей  превратила  район около Рыбинска в крупный  торгово-производственный центр,  занявший  серьезную нишу на рынке отечественной нефтехимической промышленности. После революции производство было национализировано, и при советской власти  нефтяные склады  Нобелей получили название «Власть труда».  Нефтесклады «Власть труда» в годы разрухи  процветали, ведя свою деятельность на основах, заложенных Нобелями.

     Серьезный вклад внесли европейские предприниматели в текстильную отрасль региона. Практически все  крупные предприятия  губернии были связаны  с иностранным капиталом. Так,  правление Ярославской Большой Мануфактуры  заказывало  все машинное оборудование  на английских предприятиях, представитель  английской фирмы барон Кноп  был членом правления мануфактуры. Английские  предприниматели  Торнтоны  владели  70%  капитала Романовской  льняной мануфактуры,  определяя темпы развития производства  и сбыта продукции. Германский капитал контролировал рыбинскую прядильную фабрику и поставлял  краски  и иные материалы  для норской и других мануфактур.   Голландский капитал  в начале XX века  принимал участие в совместном с русскими предпринимателями предприятии в области  добычи  и переработки леса.  

      Новый импульс сотрудничеству с европейскими предпринимателями  и промышленниками  дала  Первая мировая война.  Наиболее промышленно развитые  регионы на западе страны были  оккупированы немецкими войсками и поэтому ряд производств был перенесен  в тыл.  Одним из подобных регионов  стала ярославская  губерния.  В 1916 году было создано совместное  с компанией «Рено» и заводом В. А. Лебедева  автомобильное производство  в Ярославле.  Подобный завод должны были создать и в  Рыбинске, в связи с чем было выделено компанией до 8 млн. рублей. Главной их задачей было производство  грузовых автомашин для нужд армии.  Строительство началось в 1916 году  и проходило достаточно быстро: уже к концу 1916 года в Ярославле оно было завершено, а к середине 1917 года основной объем работ был завершен и в Рыбинске.  Оборудование для заводов закупалось в Англии,  силовые агрегаты для электростанции – в Швеции.  Наблюдение над ходом строительства вела французская сторона, и первым управляющим ярославским автомобильным заводом также стал представитель фирмы «Рено». 

  Появился и новый инвестор – шведская фирма «Всеобщее электрическое шведское общество» (АСЕА). Оно планировало создать в Ярославле завод  по производству электромоторов, заняв на российском рынке нишу  электротехники, до войны в целом принадлежавшую немецким компаниям. Работы начались в начале 1917 года, но  февральская революция  помешала их завершению.

   Особо стоит отметить связи иностранных инвесторов с местной банковской    системой. В начале XХ века  крупнейшие в ярославской губернии  местные отделения общероссийских банков – Волжско-Камского  и   Соединенного были тесно связаны  с европейским капиталом.  Так, Э. Л. Нобель  был председателем совета Волжско-Камского коммерческого банка, членом совета Соединенного банка был один из представителей династии предпринимателей Броккаров – А. А. Брокар. При этом  отделения банков занимались обслуживанием счетов таких предприятий, как «товарищество братьев Нобель», «Ярославский трамвай», «Товарищество Романовской льняной мануфактуры».

   Таким образом,  подводя некий итог,  можно отметить, что  европейский капитал  на территории ярославской губернии  на рубеже XIX –XX веков смог занять определенные позиции. В первую очередь интенсивность инвестирования  определялась  финансовой выгодой  и   самоокупаемостью вложенных средств.   При этом  наиболее серьезные вложения были сделаны в те отрасли производства,  которые оставались в силу ряда причин не занятыми отечественным капиталом. Именно эти отрасли  становились объектом внимания  европейских предпринимателей. Это позволяло занять  им передовые позиции  в  данной сфере.   В целом, европейские инвестиции играли положительную роль для  развития экономики региона и страны, позволяя уменьшить экономическое и технологическое отставание  от европейских государств.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Анисков В. Т., Хаиров А. Р. История ВПК России в региональном аспекте: от начала первой мировой до окончания второй мировой войны [Текст] / В. Т. Анисков, А. Р. Хаиров.—  Ярославль, 1996.

2. Архипова Л. М. Особенности российской банковской системы. Конец XIX – начало XX  века. [Текст] / Л. М. Архипова // Ярославский Педагогический Вестник. 1999— №  1.— С. 192 — 198.

3.Гожалимова О. А. Деятельность товарищества братьев Нобель в        Рыбинском регионе [Текст] /О. А. Гожалимова // Путь в науку. Ярославль, 2004— №  9.— С. 148—152.

4. Ковалев А. Д. На электрической тяге [Текст] / А. Д. Ковалев //  – Ярославль, 2005.

5. Журнал заседаний Ярославской городской думы за 1900 год [Текст]  Журнал заседаний Ярославской городской думы за 1900 год.—  Ярославль, 1900.

6. Марасанова В. М. Ярославский край в конце XIX — начале XX веков [Текст] / В. М. Марасанова.—  Ярославль, 1995.

7. Рыбинск. Документы и материалы [Текст] Рыбинск. Документы и материалы.— Рыбинск, 1980.

8. ГАЯО – Ф. 509 – Оп. 1 –   Д.   – 708   – Л. 34.

 

Хостинг от uCoz