Реализация межпредметных связей

как инструмент управления качеством

подготовки специалистов в вузе

 

Константинова В. Г.

филиал МСГИ в г. Ярославле

 

Высшей целью педагогического процесса в вузе является формирование самостоятельно мыслящего, творческого профессионала. Задачу подготовки специалиста-менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление», отвечающего современным требованиям, невозможно решить без овладения им основами  профессиональных дисциплин в области экономики, права, государственного управления, менеджмента и психологии управления. При этом важно, что получение знаний не самоцель педагогического процесса, а средство развития человека, его личностных и профессиональных способностей. Современный момент определил новую формулу образованности, которая в настоящий момент заключается не в количестве усвоенных знаний, а в постижении общих методов изучения действительности, культуре мышления, труда, общения, и, что предельно важно — формирование прочных профессиональных навыков.

Одна из прогрессивных методических и педагогических концепций — реализация межпредметных связей (МПС) между различными учебными дисциплинами. МПС — важное средство улучшения учебно-воспитательной работы, повышения эффективности учебного процесса. В «Педагогическом словаре» МПС определяются как взаимодействованная согласованность учебных предметов, обусловленная единой системой и дидактическими целями. Беспрерывный процесс расширения и углубления познаний реальной действительности приводит к дифференциации знаний, появлению новых отраслей науки. В соответствии с этим и в практике обучения на различных ступенях применяется обособление материала по различным учебным предметам. Но дифференциация науки не превращает ее отрасли в замкнутые изолированные дисциплины. Одновременно со специализацией происходит процесс взаимопроникновения частных наук, усиление их контактов и взаимосвязей, которые становятся более глубокими и многогранными. На современном этапе развития научного знания особую актуальность приобрел вопрос о взаимодействии наук, который ставится как коренное, качественное изменение в самой структуре современного теоретического знания, переворот в методологии, зарождение интегративного подхода в науке в целом. Требование самостоятельно мыслящего, творческого профессионала в процессе обучения в высшей школе не будет выполнено, если у дипломированного специалиста отсутствует способность применять полученные знания в комплексе, вырабатываемая в процессе интеграции изучаемых студентами научных дисциплин. Интеграция происходит в разных формах, в частности, в виде взаимопроникновения, взаимосвязи, единства научных идей, принципов, понятий, законов и теорий, входящих в состав той или иной дисциплины. [2, с.45]. МПС есть такая конструкция  содержания учебного материала, принадлежащая двум и более дисциплинам, основными характеристиками которой являются: смысловое соотношение элементов содержания, входящих в состав двух и более учебных предметов; методические приемы обучения (а также формы учебного процесса), адекватные предметам, между которыми устанавливается связь; обеспечение направленного формирования умений и навыков комплексного использования знаний при решении учебных задач.

В современных условиях педагогическая наука должна ориентироваться не только на собственно педагогические методы исследования, но и опираться на методы, широко используемые в других областях знания. В частности, в естественных науках доказана состоятельность методов исследования, где реальные физические макрообъекты, состоящие из огромного числа микрообъектов, заменяются моделями, содержащими конечное число структурных единиц. При этом модель адекватно отражает все свойства макрообъекта, интересующие нас в данном исследовании. Исследование взаимосвязей между различными структурными элементами учебных программ позволяет выстроить оптимальную траекторию профессионального становления специалиста.  Мы используем в этих целях кластерный метод исследования, который, по сути, является, выборочным методом современной экспериментальной науки, понимаемый как совокупность логических и математических процедур, моделирующих исходный объект исследования и адекватно отражающий все его основные качества с помощью многократно уменьшенной копии [1, с.24]. Обработка результатов тестирования студентов (как формы контроля  - текущего, промежуточного, итогового) помогает, например, в обнаружении корреляционных связей, существующих между дисциплинами учебного плана. Схема взаимосвязи дисциплин учебного плана одной из специальностей нашего вуза (ЛОГОПЕДИЯ)  представлена на рисунке 1.

Рис.1.

Схема взаимосвязи дисциплин учебного плана специальности «ЛОГОПЕДИЯ»

 

Центральным стержнем процесса подготовки специалиста с высшим образованием является учебный план, представляющий из себя строго регламентированную последовательность изучения различных дисциплин, составляющих базу подготовки, прохождения практических занятий и практик, контрольных мероприятий, подготовки и  защиты курсовых и дипломной работ. При формировании учебного плана вузам предоставлена некоторая степень свободы, однако учебные планы вузов по специальностям практически совпадают.

Разбиение дисциплин учебного плана по блокам подчеркивает логику процесса обучения. Социально-экономические, общие математические и естественнонаучные дисциплины, составляющие цикл общей фундаментальной подготовки, призваны обеспечить объем знаний, необходимый для успешного освоения обще-профессиональных дисциплин. В свою очередь, устойчивые знания по обще-профессиональным дисциплинам необходимы для успешного освоения специальных дисциплин профессиональной подготовки. Таким образом, исходя из логики целостного учебного процесса, мы вправе ожидать высокую степень взаимосвязи успешности освоения студентами различных дисциплин, составляющих учебный план профессиональной подготовки и ощутимый вклад каждой дисциплины в подготовку специалиста.

Для осознанной модернизации и усовершенствования учебного процесса, а значит, для управления качеством подготовки специалистов,  необходимо иметь объективную оценку учебного процесса, основанную на статистическом анализе успешности обучения студентов. В качестве критерия успешности обучения студентов нами взята успеваемость по дисциплинам, по которым предусмотрен экзамен или дифференцированная форма зачета, определяемая по результатам контрольных испытаний. В анализ включены также результаты практик, государственных экзаменов, защит курсовых и дипломных работ, а также средняя успеваемость студентов по всему циклу обучения. В исследовании нами были задействованы результаты успеваемости  283 студентов 8 филиалов Московского социально-гуманитарного института по 4 различным специальностям.  Степень участия контрольного испытания по данной дисциплине в формировании успеваемости студента, являющейся итоговой характеристикой успешности обучения студента, может быть оценена по величине коэффициента корреляции между оценками студентов по данной дисциплине и успеваемостью тех же студентов по итогам всего периода обучения. Пользуясь тестологической терминологией, значения корреляции характеризуют валидность контрольного испытания по данной дисциплине.

В нашем институте мы столкнулись с большой  проблемой: существующие сегодня методы оценки эффективности учебного процесса не вполне пригодны, в силу их необъективности, а других вариантов оценки не существует. Поэтому насущной стала проблема создания объективной и высокотехнологичной  методики оценки эффективности учебного процесса.

Эффективность учебного процесса, а значит, и качество подготовки выпускников вуза  как результат всей работы, определяется не только содержанием отдельных учебных дисциплин, а согласуется с программой всего учебного процесса студента. Объем изучения материала должен соответствовать критериям эффективности учебного процесса. Предлагаемый студенту материал  в рамках изучения дисциплины, на наш взгляд, преследует следующие цели:

1.         Получение студентом объема знаний, необходимого для дальнейшего изучения дисциплины;

2.         Получение студентом объема знаний для формирования будущего  специалиста по выбранной специальности.[3]

Проведенный анализ позволил определить направления работы по модернизации содержательной составляющей учебного процесса. Эти направления заключаются не только в самосогласованности изучения дисциплин, но и в определении критериев изучения каждой дисциплины с точки зрения формирования будущего специалиста. При выявлении дисциплин с низкой корреляцией необходимо изменить подходы к преподаванию данной дисциплины.

Данная методика основана в нашем исследовании на результатах тестирования. Данное исследование проводилось первоначально и на классических формах контроля (экзамен и дифференцированный зачет), мы наблюдали при этом  довольно низкую корреляцию в системе оценки знаний. Ведь преподаватель оценивает знания студента без учета формирования будущего специалиста, то есть в отрыве от основной цели учебного процесса, т.е. мы говорим в данном случае о несогласованности позиций различных преподавателей в подходах к контролю. В принципе это и понятно, что например такие предметы, которые при нашем исследовании получили низкую корреляцию (Математика, Иностранный язык, Информатика) должны читать преподаватели, имеющие дополнительные знания или образование, соответствующее профилю будущего специалиста. Например, Математику для психологов, должен читать преподаватель, понимающий толк в психологии, а не только в математике, а Иностранный язык для экономистов – специалист, понимающий толк в профессии «экономист». Контроль знаний студентов проводится в этом случае с учетом выполнения государственного стандарта (это -  несомненно), и в то же время – имеет профессиональную направленность. Таким образом, это создает условие и необходимость для существования контрольного тестирования, например, по иностранному языку,  как связующего звена в реализации межпредметных связей, а значит – важнейшего компонента в управлении качеством подготовки специалиста.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Ермаков М.Е. Выборочный метод в научно-педагогических исследованиях и педагогической диагностике. Ростов н/Д., 2004. 88 с.

2. Келбакин В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих учителей. — Тбилиси: Изд-во Тбилис. Ун-та, 1994. — 360с.

3. Налбандян О.Г. «Методика оценки эффективности учебного процесса в вузе» // Сборник научно-практической конференции МСГИ. 2008.

4. Сафонцева Н.Ю. Соотношение содержательных и конструктных свойств дидактического теста // Школьные технологии: Педагогическая диагностика. 2005. № 1. С. 71-76].

 

Хостинг от uCoz