Роль малого бизнеса в современной экономике

Филиппова Е.А.

Ярославская областная Дума

 

В соответствии со ст.34 Конституции Российской Федерации: «Малое предпринимательство - это, с одной стороны, специфический сектор экономики, в котором создаются материальные блага при минимальном использовании материальных, энергетических, природных и трудовых ресурсов, а с другой - это сфера самореализации и самообеспечения граждан в рамках свободной предпринимательской деятельности в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации».

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Основные функции, присущие предпринимательской деятельности, выполняет малый бизнес, который вместе с крупными предпринимательскими структурами и государственным сектором составляет единое целое.

В последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В рыночной экономике малое предпринимательство выполняет целый ряд жизненно важных функций: малые предприятия играют особенную роль в развитии торговли, сферы услуг, общественного питания, производства товаров народного потребления; способствуют формированию конкуренции и противостоят монополистическим тенденциям; создают большую долю товаров в экономике; способствуют решению проблемы занятости; удовлетворяют специфические потребности потребителей, формируют индивидуальный спрос; делают значительный взнос в научно-технический прогресс; обеспечивают базу для становления средних и больших предприятий в будущем; смягчают экономические кризисы; поддерживают социальную и политическую стабильность, утверждают демократизм в бизнесе, и тому подобное.

Однако малый бизнес имеет и некоторые недостатки. Небольшой объем операций лимитирует возможности малого предприятия расширять свою деятельность, а также вести большие научные разработки. Малые предприятия отличаются повышенной впечатлительностью к колебаниям рыночной конъюнктуры, которая приводит к частым разорениям и банкротствам. Соответственно работники малых компаний являются менее социально защищенными, чем на больших фирмах.

Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа — предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2008 г. Несмотря на то, что данный Закон адаптирован под существующие условия российской экономики, он носит рамочный характер. Большинство норм Закона отсылают получателей поддержки к федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства обязательными являются два критерия (ограничения).

Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

- для средних предприятий - от 101 до 250 человек;

- для малых предприятий - до 100 человек.

Причем среди малых предприятий законодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Данный закон не решает всех существующих вопросов, а меры государственной поддержки не являются до конца эффективными, поскольку действуют для очень небольших предприятий - по существу, микробизнеса и не являются системными. Государственная политика по стимулированию развития малого и среднего бизнеса должна быть усилена и стать более последовательной и эффективной.

Приоритетная национальная программа может стать одним из важнейших инструментов  реализации такой политики.

Инструменты реализации Программы могут носить комплексный характер и включать в себя элементы макроэкономического регулирования, информационного содействия, содействия в получении инвестиционного и проектного финансирования и др. Например:

1.  Создание конкурентоспособной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего путём снижения налоговой нагрузки и совершенствования налогового администрирования.

2.  Формулирование и реализация отраслевой и региональной промышленной политики.

3.  Снижение административного давления и борьба с рейдерством.

4.  Облегчение доступа малого и среднего бизнеса к инвестиционному капиталу – развитие системы государственных финансовых институтов развития.

5.  Макроэкономические меры по защите бизнеса от недобросовестной конкуренции извне и др.

Управление Программой может осуществляться Правительством путём создания специального организационного инструмента – Государственного Комитета по развитию предпринимательства, который мог бы действовать при непосредственном курировании одним из заместителей Председателя Правительства.

Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в нашей стране приведет к укреплению среднего класса, который, как известно, является основой демократического общества.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.   Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г) // «Российская газета», №237, 25.12.1993.

2.   Федеральный закон от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// «Российская газета» №4427 от 31.07.2007.

3.   Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учебное пособие, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 495с.

 

Хостинг от uCoz