Пенсионный фонд как самостоятельное звено

 финансовой системы

 государственного пенсионного обеспечения.

 

Иванов А.Е.

ЯрГУ им. П.Г. Демидова

 

В СССР функцию пенсионного обеспечения выполняли местные органы исполнительной власти, финансиро­вание этой и других функций местных органов осуществлялось за счет средств госбюджета. После рыночных реформ для выполнения функции государства по пенсионному обеспечению был создан Пенсионный фонд как самостоятельное финансовое учреждение. Этому способствовало реформирование системы государственных финансов в 90-е гг. ХХ в., когда государственные доходы и расходы стали делиться на бюджетные и внебюджетные. Пенсионный фонд стал одним из таких внебюджетных фондов (наряду с Фондом социального страхования (ФСС) и Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС)), который образует отдельное звено в составе государственных финансов.

В соответствии со ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы Пенсионного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В ст. 143 БК РФ даны общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд предназначен для реализации конституциональных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту и относится к социальным фондам.

По правовому положению Пенсионный фонд создан как независимая самоуправляющаяся финансово-кредитная организация с правами юридического лица, имеющая свои органы управления.

Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом, т.е. представляет собой  «форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации». Свод доходов и расходов, обеспечивающих финансирование пенсионной системы РФ – бюджет РФ, является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном). Но в то же время средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Вплоть до 2000 года часть функций пенсионного обеспечения, а именно назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, выполнялись органами социальной защиты населения, что приводило к удлинению сроков выплаты пенсий.

После приня­тия Указа Президента РФ № 1709 "О мерах по совершенство­ванию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" (2000 г.) с последующим принятием соответствующих законодательных положений все региональ­ные органы пенсионного обеспечения оказались в системе единой пенсионной службы, точнее консолидированной административно-управленческой структуры, выполняющей все функции по обеспечению обязательного пенсионного страхования: от сбора обязательных страховых отчислений и их аккумуляции, их перераспределения и расходования до назна­чения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий. С 2002 г. функции по назначению и выплате всех видов пенсий во всех субъектах Федерации выполняют специализированные пенсионные управления (пенсионные отделения), ЕПС.

Соединение функций аккумуляции страховых взносов с назначением и перерасчетом пенсий в одной организационной структуре позволило упростить финансирование выплаты пенсий, ликвидировать лишние звенья и сократить сроки в процессе движения средств от плательщиков страховых взносов к пенсионерам, исключить случаи нецелевого использования средств в пенсионной системе.

Рассмотрим финансовую систему государственного пенсионного обеспечения, представляющую собой систему денежных фондов, финансовых отношений между ними и финансовых органов, управляющих этими отношениями и фондами.

Центральное звено в этой системе занимает Пенсионный фонд. Он тесно взаимодействуют с другими звеньями финансовой системы государственного пенсионного обеспечения.

В системе представлены следующие участники:

1.    Основные участники - Организации, физические лица -Пенсионный фонд - получатели пенсий и пособий.

2.    Федеральная налоговая служба, контролирующий поступление доходов от единого социального налога и    Федеральное Казначейство, отвечающее за финансовое исполнение Пенсионного фонда

3.    Государственный бюджет

4.    Кредитно-финансовые институты

5.    Почтовые службы и другие службы доставки пенсий.

Основным источником формирования ресурсов Пенсионного фонда в соответствии со ст. 17 Закона от 15 декабря 2001 г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” №167-ФЗ являются поступления от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от различный категорий работодателей и застрахованных лиц. Часть единого социального налога поступает в государственный бюджет, который ежемесячно финансирует Пенсионный фонд на выплату базовой части трудовой пенсии. Суммы единого социального налога, поступающие из средств федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий, составляют более 43% в общем объеме доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Финансовые средства плательщиков направляются через банк плательщика на счета Федерального казначейства, а контроль за поступлениями доходов от единого социального налога осуществляют налоговые органы. Собранные средства Пенсионного фонда через отделения Сбербанка и почтовые службы направляются получателям пенсий, временно свободные средства инвестируются.

Таким образом, выделение Пенсионного фонда в самостоятельное звено с целевым использованием средств имело решающее значение  в период реформирования государственных финансов. Кроме того, являясь самостоятельным звеном, Пенсионный фонд тесно связан с другими участниками системы государственного пенсионного обеспечения, что позволяет быть уверенным в исполнении пенсионных обязательств.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.     Ерусланова Р.И., Емельянова Ф.Н., Кондратьева Р.А. Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие / Под общ. Ред. Проф. Р.И. Еруслановой. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2008. – 608 с.

2.     Финансы в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.А. Белозеров, В.В. Иванов, В.В Ковалев и др.; Под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.

 

Хостинг от uCoz